Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Введение организованность поведения Печать E-mail
Коммуникативное поведение
Как нам удалось убедиться, есть весомые научные доказательства влияния внешней среды на развитие свойств психики животных. Действительно, в абсолютно однородной, «пустой» среде, где отсутствуют какие-либо признаки, благодаря которым одно место в пространстве становится непохожим на другое, научиться ничему невозможно. И тогда наличие (или подготовка, созревание) в мозге нейропсихических программ деятельности любой сложности, оказывается столь же пустым делом, как и сама среда.
У людей драма «пустого мира» систематически, хотя, к счастью, и редко, воспроизводится при рождении слепоглухонемых детей. Но существуют психолого-педагогические методы, которые способствуют воспитанию из таких детей достаточно полноценных людей. Эти методы основаны на перемещении «психоформирую-щих» функций от двух естественных ведущих сенсорных систем человека — зрения и слуха, на другие, обычно выступающие как вспомогательные (тактильные, кинестетические, хемоанализирую-щие и другие). Ключевой технологией в таком случае становится использование вместо обычного (акустического) языка, особых языков-посредников: визуальных или тактильных. Конечно, подобного рода «протезирование» психофизических функций доступно лишь человеку. Посредством языковой активности человек способен создавать множество версий действительности. Биологи полагают, что самые впечатляющие достижения человека связаны с богатством его внутривидовых коммуникаций.
Не значит ли это, что информационное богатство среды — оценка в значительной мере субъективная? Ведь человек, собака и канарейка, находясь в одном месте, видят совсем разные миры. И не только потому, что их органы чувств обладают различной чувствительностью. Различие «образа мира» у ребёнка и его матери не менее поразительно. Мир взрослого человека гораздо более дифференцирован, насыщен знаками (и значениями), за каждым из которых стоит прогноз реакции на него, выбор закономерности правильного действия. Знаки и правила операций с ними образуются и организуются («формулируются») в опыте взаимодействия. Чем выше и сложнее уровень социальной организованности жизни животных, тем больше их потребность в знаках и знаковой деятельности и, соответственно, выше уровень информационной организации среды их обитания. Чем выше уровень социальной организации группы, тем в большей степени её члены связаны социальными узами. И здесь — любое действие предполагает воздействие (прямое или отсроченное). Биологические последствия этого явления исключительно велики. При прочих равных условиях, в частности при идентичном устройстве органов чувств и центральной нервной системы, общественные животные получают заметные преимущества в адаптации к меняющимся условиям среды.
Следовательно, приспособительные механизмы, вынесенные во внешнюю активность, в коммуникативное поведение, создают какие-то новые, биологически более совершенные средства выживания. В чём же секрет преимуществ социальной организации жизни, и есть ли в коммуникативных стратегиях животных принципиальные особенности, отличающие один вид от другого? А главное — что поучительного может извлечь нейробиолог, психолог и педагог из множества выявляемых в поведении общественных животных «эволюционных функциональных аналогов»!

 
Rambler's Top100