Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Влияние средовых факторов Печать E-mail
Индивидуальная память и научение
Учёт средовых факторов обычно опирается на представление о трёх типах среды: обеднённой, нормальной и обогащённой. В принципе, средовой подход отличается от вышеописанного лишь одним — комплексным воздействием на подопытных животных.
Обеднённой средой называют такие условия содержания животных, когда сенсорные воздействия и (или) контакты с особями своего вида ограничены.
Нормальной называют среду, соответствующую обычным лабораторным условиям содержания. Ясно, что такие условия далеко не везде одинаковы и мало соответствуют природным условиям, естественным для данного вида. Впрочем, многие животные (особенно породы домашних животных, а тем более породы, выращенные специально для научных исследований,— «линейные») абсолютно приспосабливаются к искусственным условиям (к «лабораторной культуре»).
Обогащённой средой могут называть самые различные условия содержания. Но сходятся во мнении, что вольеры должны быть просторными, насыщенными разнообразными предметами, игрушками, лабиринтами, тоннелями. Животные должны свободно общаться с себе подобными.
Обнаружено, что у крысят избыток сенсорной стимуляции вызывает улучшение восприятия. Например, крысы, выращенные в клетках с изображениями разных фигур: четырехугольников, крестов и треугольников, в условиях опыта гораздо легче научались распознавать фигуры, которых следует избегать или тех, которые служили сигналом поощрения. Напротив, если шимпанзе выращивались в темноте, то их зрительное восприятие развивается очень медленно. Если собак в раннем возрасте содержать в тесных клетках, ограничивающих их движения, то впоследствии они медленнее, чем нормальные животные, обучаются избегать болевых раздражителей.
Наконец, необходимо отметить, что у животных, выращенных в обеднённой среде, резко возрастает исследовательская активность, когда их помещали в нормальные условия.

 
Rambler's Top100