Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Виды памяти Печать E-mail
Индивидуальная память и научение
Первая серьёзная попытка классифицировать формы памяти бьша предпринята Германом Эббингаузом в 1885 году. Он много сделал для объективного измерения параметров памяти, интересовался различиями между преднамеренным и непроизвольным запоминанием и закономерностями формирования воспоминаний. Тесты, разработанные Эббингаузом, например, позволяющие вычислить показатель сохранения информации — «показатель прочности памяти», используется психологами до сих пор. Он указал строгие количественные характеристики эффектов «первенства» и «недавности» при запоминании полутора десятков бессмысленных трёхбуквенных слогов. Этот закон известен нам как формула суперагента Штирлица: «Первые и последние слова запоминаются лучше всего!» Результаты многих его последователей, сторонников экспериментальной психологии позволили выявить различия между «кратковременной» и «долговременной» памятью. Таким образом, первая классификация механизмов памяти была развёрнута по оси времени.
Выявлено, что последовательность прохождения потока информации такова:
вначале информация проходит через сенсорные фильтры (ведь воспринимаем мы далеко не всю информацию, которая доступна органам чувств); задержка на этом уровне — сенсорная память;
после чего информация попадает в «хранилище» кратковременной памяти, где значительная часть её теряется уже через несколько минут (вспомним, что только что сообщённый номер телефона, кажется «навечно» запомненным лишь на несколько минут, а затем «напрочь» забывается);
затем, если информации всё-таки удалось миновать фильтр кратковременной памяти, то она перемещается в долговременную память, где может храниться неопределённо долго.
Ещё недавно учёных удовлетворяла эта простая эмпирическая классификация. И мы сами хорошо чувствуем различия между памятью о недавнем и далёком прошлом. Понятно, что временное измерение невозможно игнорировать, но оно не исчерпывает всех свойств памяти. Поэтому некоторые психологи пытались преодолеть прямую зависимость от чисто хронологической классификации, выделяя рабочую и справочную память. Можно пойти иным путём, различая целостно-образную (эйдетическую), детского типа память и зрелую (линейную) память. Подобного рода классификационных подходов в психологии сегодня насчитывается немало.
Хочется выделить подход, который был предложен в 80-е годы нейропсихологом Л. Сквайром и используемый не только медиками и биологами, но и специалистами по искусственному интеллекту. В соответствии с ним, усвоение навыков (практик, действий) стали называть процедурной памятью, а запоминание сведений (описание практик) — декларативной памятью. Названные формы памяти, действительно, сильно отличаются друг от друга. Люди, научившись ходить, плавать или ездить на велосипеде, никогда полностью не теряют эти навыки. Но, может случиться, что после мозговой травмы человек совершенно забывает, как называется предмет с двумя колёсами, рулём и педалями, предназначенный для езды. Более того, больные, страдающие амнезией* (От греч. а + mnesis — беспамятство, нарушение воспоминания), достаточно хорошо усваивают многие навыки (будь то езда на велосипеде или работа пилой), но крайне затрудняются вспомнить что-то о самом ходе обучения.
Однако феноменологические классификационные схемы психологов не дают ответа на вопрос — существует ли в мозге пространственное разделение систем памяти или мозг участвует во всех проявлениях памяти как целое? Ответ на этот вопрос можно искать и в нейробиологических исследованиях.

 
Rambler's Top100