Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Эвристическое научение Печать E-mail
Индивидуальная память и научение

Уже известные нам опыты Кёлера над обезьянами, которые доставали банан с помощью надставных палок, привели его к выводу, что у высших животных научение в большинстве случаев обусловлено не созданием механических ассоциаций между каким-то стимулом (стимулами) и реакцией. Скорее, они пользуются чем-то вроде метода аналогий, прибегая к объединению опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которую получают, исследуя конкретную «проблемную ситуацию». Такой способ решения задач, основанный на внутреннем (не контролируемом!) связывании элементов предыдущего опыта, из которых складывается новое решение, называется по-разному. В англоязычной литературе — инсайт (постижение, проникновение в суть, понимание), во французской литературе — интуиция (intuition — чутьё, догадка). Нередко такой метод называют эвристическим, поскольку решение проблемы приходит внезапно, без проб и ошибок, и, конечно, без логического рассуждения. Название пошло от известного «озарения» Архимеда, открывшего свой знаменитый закон (о выталкивающей силе, действующей на тела, погруженные в жидкость), купаясь в ванне, когда он внезапно выскочил из неё, закричав — «Эврика!».
Гораздо отчётливее, чем у Кёлера, способность к эвристическому решению задач демонстрируют опыты с шимпанзе, описанные В. Фишелем (рис. 19):
 

Опыт Келера перекатыва ние яблока в «эксперименталь ной установке» с двумя ходами  

Рис 19 Опыт Келера перекатыва ние яблока в «эксперименталь ной установке» с двумя ходами (по В Фишелю 1973)

Перед клеткой обезьяны построена из досок простая, прямоугольная система ходов. Сверху она открыта и по форме напоминает подкову со спрямлёнными углами. Её открытые концы доходят до решетки клетки, в которой сидит обезьяна. В ходе опыта в дальнюю поперечную часть системы ходов кладётся яблоко, до которого обезьяна не может дотянуться. Но она получает палку, и у неё появляется возможность подкатить к себе приманку. При этом ей предстоит сделать выбор, по какому ходу катить яблоко — левому или правому. Один из них перегорожен едва заметной решеточкой из тонкой проволоки. Всё это сооружение назвали «экспериментальной установкой с двумя ходами» Может случиться (и так действительно часто случает ся) что подопытное животное уже с первой попытки правильно подкатывает яблоко по правому свободному ходу и съедает его Но возникает воп рос а не является ли успех шимпанзе случайным Для ответа на него реше точку переносят в правый ход Если обезьяна и теперь изберет правую сторону то есть повторит действие которое в прошлом принесло успех яблока она не получит В большинстве случаев обезьяна предвидит это и катит яблоко по свободной стороне пока оно не окажется в пределах досягае мости Намного интереснее и с науч ной точки зрения гораздо убедитель нее когда обезьяна начинает непра вильно катить яблоко но очень быстро поправляется В этом случае шим панзе некоторое время подталкивает яблоко в ту сторону, которая перегорожена но вдруг останавливается откатывает плод назад а потом по свободному ходу подкатывает его к своей клетке Именно прекращение действия начатого без учета воз можности достичь успеха и делает это поведение столь интересным для исследователя Вероятно, только в этот момент животное учиты вая последствия своих действии замечает что в случае их продолже ния оно не сможет получить яблока* (* Фишель В Думают ли животные7— М Мир 1972)
Что-то похожее происходит и в нашей голове, когда мы вдруг начинаем понимать суть мучавшей долгое время проблемы Тогда внезапно обнаруживаешь, что «яблоко ты катишь не в том на правлении»

 
Rambler's Top100