Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Error: Can't open cache file!
Error: Can't write cache!
Имитационное научение Печать E-mail
Индивидуальная память и научение

Научение путём подражания какому-то образцу хорошо известно у животных с развитыми социальными формами жизни. Многие формы социальной активности осваиваются молодыми животными благодаря наблюдению за другими особями из своего ближайшего окружения, которые служат «моделями» для овладения такими формами и для целесообразного их использования. Имитационные способы научения широко распространены среди птиц.
Нечто подобное мы встречаем у певчих птиц, которые правильна поют лишь в том случае, когда имеют возможность слышать песню других особей своего вида. Молодой зяблик, который воспитывался в неволе и никогда не слышал пения других зябликов, так и не будет петь правильно. Всё, на что он способен в этом случае,— это лишь какое-то «неразборчивое» щебетание. Если на протяжении тех недель, в течение которых формируется песня, молодой самец будет слышать пение старого, опытного зяблика, то и у него разовьётся нормальная, характерная для вида песня. Талант имитации звука у некоторых видов птиц достигает большого совершенства.
... Один мой немецкий коллега провёл удивительный эксперимент со снегирём. Молодого самца выкормила самка канарейки. Воспитываясь в окружении птиц другого вида, этот снегирь настолько точно воспринял их песню, что его пение ничем не отличалось от пения канареек. Позже этот самец вместе с самкой своего вида вырастил выводок молодых снегирей, среди которых было два самца, полностью перенявших от отца канареечную песню. Одного из них увезли в другое место. Там к нему подсадили самку его же вида. Прошло два года, и один из потомков этой пары, самец, был возвращён моему коллеге. Каково же было его удивление, когда оказалось, что внук нашего первого снегиря в совершенстве имитировал песню канарейки, которой его дед научился четыре года назад*.
Имитационные способы совершенствования поведения подразделяют на собстенно «подражание» и «викарное»* (* Тинберген Н. Поведение животных.— М: Мир, 1978. )научение.
Подражание — это способ научения путём прямого копирования деятельности или действий без оценки их назначения. Данный способ научения не является видоспецифичным и даже не всегда целесообразен. При «имитационном решении» практических задач, в нём обязательным элементом является стадия «наблюдения». У животного «зрителя» может (на основе простого созерцания) сложиться представление о «необходимой» последовательности действий, способных привести к желаемой цели. Способность к подражанию установлена только у млекопитающих (обезьян, собак, кошек, мышей). В наибольшей степени подражание характерно для приматов и не зря его называют «обезьянничаньем». Часто это бывает бесцельный имитационный «этюд». Но здесь может иметь место и увязывание случайных элементов поведения модели в состав цепочек вполне направленных акций. Японские этологи, изучавшие поведение обезьян в естественных условиях, обратили внимание, что когда животные привыкли к присутствию людей, то они сами стали внимательно наблюдать за ними. Вскоре учёные заметили, что молодые животные стали, подражая им, мыть в воде бататы перед едой. Вслед за молодыми этот навык освоили все особи стада, за исключением самых старых, которые были к этому совершенно не способны. Ясно, что в данном случае речь идёт ov чистом подражании, поскольку смысл процедуры был совершенно не понятен животным.
Несколько иным вариантом подражания являются имитации обезьянами действий человека при их содержании в домашней обстановке. Производимые ими манипуляции с предметами быта и инструментами, конечно же, не являются видоспецифичными, к примеру, для шимпанзе. Здесь вся жизнь животного насыщена снятыми с человека образцами поведения (что человеком и поощряется). Зоопсихологи такой тип имитационного поведения называют «факультативным» подражанием (рис. 18).
Обучение шимпанзе путем подражания действиям человека  


Рис. 18. Обучение шимпанзе путем подражания действиям человека (по Р. Каррингтону, 1978)
Викарное научение — это снятие формы поведения в качестве «технологического образца» (аналога) для достижения желаемой цели. В данном случае снятие и усвоение модели поведения происходит в зависимости (с учётом) от последствий, которые имели место для того субъекта, с которого копируется «образцовая» форма, или для самого «подражателя». То есть здесь можно увидеть своеобразные, но упрощенные элементы когнитивных процессов. В естественных условиях подобным образом молодые хищные животные обучаются приёмам охоты. Викарные формы научения легко распознаются у обезьян, и успешное снятие | социально значимых поведенческих акций молодыми обезьянами ) у старших часто повышает их социальный (иерархический) ранг. 1 К социальному успеху могут привести какие-либо необычные «копии поведения». Так описывается курьёзный случай:
Молодую мартышку из цирка сдали в зоопарк, и она попала в общую клетку, где жила группа обезьян со своей группировкой молодых. Её никуда не приняли и она сидела в углу в позе покорности, если пыталась подойти к миске с пищей — её отгоняли. Хозяин зашел её проведать. «Она не привыкла есть из миски руками и чтобы миска стояла на полу. Её учили есть в одежде за столом и ложкой». Одежды и стола мартышке, конечно, не дали: «У нас зоопарк, а не цирк». Но ложку дали. Она подошла к миске и ловко начала есть ложкой. Мартышки расступились. Мартышки изумились не ложке, ложка им хорошо знакома, а мастерскому, как у людей, с ней обращению Сам старый самец подошёл к мартышке и протянул руку к ложке. Он не потребовал, а попросил. И цирковая мартышка за то, что мастерски ест ложкой, была принята в группу, опередив других молодых*.
Но в наивысшей степени викарное научение свойственно людям. Копирование стиля одежды и манеры держаться у модных «кумиров» — это своеобразное проявление тяги к научению. Правда, с помощью весьма примитивной инстинктивной программы.

 
Rambler's Top100