Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Коррекция проблемного поведения собак при временной изоляции PDF Печать E-mail

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. 
Глава 1. Причины проблемного поведения собак при временной изоляции, описываемые в кинологической литературе. 
Говоря о проблемном поведении собак при временной изоляции, мы имеем в виду проявление ими деструктивного поведения, нежелательной вокализации или нечистоплотного поведения в ответ на изолирование от общества хозяев на непродолжительный период времени, как правило, несколько часов. Типичная ситуация: собака воет или лает, когда хозяева, уходя на работу, оставляют её одну в квартире. В других случаях собаки рвут одежду, грызут обувь, царапают двери и другие предметы интерьера квартиры. Несколько реже встречаются уринация или дефекация в квартире у собак, уже приученных к соблюдению гигиенических правил в помещении. 

Объяснения причины проблемного поведения собак при временной изоляции можно найти во многих кинологических пособиях, где они описываются в различных, порой достаточно путаных терминах (особенно этим “грешит” переводная литература). Перечислим некоторые: недостаток физических нагрузок, отсутствие насыщенных прогулок, скука, фрустрация, недостаточное общение, отсутствие работы, к которой собака склонна, “т.к. собака - стайное животное”, страдание от разлуки, страх одиночества, “т.к. собаку вовремя не приучили к изоляции”, наследственная предрасположенность, и даже “застой в мыслях” (например, 1,2,4,5,10). Проанализировав этот перечень, можно сказать, что основных причин нежелательного поведения собак при изоляции три: первая - с собакой мало гуляют, вторая - с собакой мало занимаются, третья - собаке резко меняют режим и/или место содержания. Очевидно, что первые две причины часто взаимообусловлены: собака недополучает и физических нагрузок, и необходимого ей взаимодействия, как с хозяином, так и с сородичами. Менее очевидно, что третья причина, на наш взгляд, также нередко связана с недостаточным удовлетворением потребности собаки в общении. Когда собаку, привыкшую к постоянному присутствию дома кого-либо из членов семьи, неожиданно и сразу надолго оставляют в одиночестве, у нее меняется режим содержания, а именно его важнейшая составляющая - режим общения и продолжительность взаимодействия с человеком. 

Анализ кинологической литературы приводит нас к общему выводу: нежелательные вокализация и нечистоплотность, а также деструктивная деятельность собаки - это выход её нерастраченной физической энергии, и, что более на наш взгляд важно - реализация естественных потребностей собаки в общении и получении информации из внешнего мира, которые не удовлетворяются другим путем. 

Глава 2. Основные методы коррекции проблемного поведения собак при временной изоляции, описываемые в пособиях и практикуемые дрессировщиками. Методы коррекции проблемного поведения, которые обычно рекомендуются владельцам собак в специальных пособиях или практикуются при дрессировке, перечислены ниже. 

Изменение общего режима содержания: увеличение физической и психической (имеется в виду занятия с собакой) нагрузки. Рекомендуется при исправлении всех видов нежелательного поведения для собак любого возраста. 

Изменение условий содержания собаки в период изоляции, направленное на изменение мотивации её поведения. Собаке предоставляют возможность реализовать другие формы поведения, оставляя на время изоляции занимающие её предметы: игрушки, кости, одежду с запахом хозяина; включенное радио и т.п. С нашей точки зрения, эта методика особенно эффективна при коррекции поведения щенков, однако она мало что дает в случае проявления ими нечистоплотного поведения. 

Различные степени ограничение свободы передвижения собаки или контакта с предметами, на которые может быть направлено ее деструктивное поведение, применение репеллентов. Иными словами, рекомендуется убрать все, что собака может испортить и надежно запереть все, что она может открыть. Следующий этап - закрыть собаку в отдельное помещение, наконец, привязать собаку или запереть ее в клетку на период изоляции. Мы считаем, что данная методика более эффективна при деструктивном поведении и нечистоплотности, чем при нежелательной вокализации. Её применение особенно оправданно в тех случаях, когда нежелательное поведение собаки имеет форму застарелой дурной привычки. 

Специальная дрессировка, направленная на постепенное приучение собаки к непривычной для нее ситуации временной изоляции. Использование методов выработки навыков выдержки. Этот способ малоэффективен при нечистоплотном поведении домашних питомцев. 

Специальная дрессировка, направленная на купирование конкретной формы нежелательного поведения с применением методики отрицательного подкрепления. Обычно используется метод отрицательного анонимного подкрепления. При деструктивном подведении - это хлопушки, падающие банки и т.п. При нежелательной вокализации используются специальные устройства, которые позволяют автоматически или дистанционно доставлять собаке неприятность в момент, когда она издает звуки. По сути дела это вариант старого метода отучения собаки от лая или воя (6, 7). Он заключался в том, что хозяин, имитирует свой обычный уход из дома, предварительно надев на собаку парфос с длинным шнуром, который продевается сквозь дверь. Как только собака начинает выть или лаять, хозяин или помощник дергает за поводок. В современных устройствах рывок поводком заменен ультразвуком, электрическим разрядом или неприятным запахом, что гораздо удобнее. Они приводятся в действие самим лаем (так называемые, “антилаи”) или дистанционным пультом (электрические ошейники). Авторы, упоминающие эти устройства, призывают к осторожности при их использовании (1, 2). В своей практике мы успешно применяли электроошейник при нежелательной вокализации у временно изолированных собак. 

Таким образом, можно выделить два направления, в которых рекомендуется проводить коррекцию нежелательного поведения собак при их изоляции: устранение причин, вызывающих появление подобного поведения, и специальная дрессировка. В последней используются два основных метода - формирование у собаки желаемой поведенческой программы в ситуации изоляции (чаще всего это упражнения на выдержку) и отрицательное подкрепление конкретного нежелательного поведения. Следует отметить, что в реальной практике коррекции проблемного поведения перечисленные методы часто используются комплексно. 

Однако, для того, чтобы все эти способы грамотно применялись владельцами собак, бывает недостаточно простых рекомендаций или помощи в освоении конкретных методов. Обращаясь к консультанту за помощью, человек не всегда готов или просто не может эффективно ею воспользоваться. С одной стороны, он должен понять причины “плохого” поведения своей собаки и смысл методов его коррекции, с другой стороны - принять и осознать необходимость затратить на это определенные усилия и время. Для этого консультант должен дать владельцу более широкую информацию о закономерностях поведения собак и помочь ему осознать свою ответственность за нежелательное поведение его питомца. 

Они приводятся в действие самим лаем (так называемые, “антилаи”) или дистанционным пультом (электрические ошейники). Авторы, упоминающие эти устройства, призывают к осторожности при их использовании (1, 2). В своей практике мы успешно применяли электроошейник при нежелательной вокализации у временно изолированных собак. Таким образом, можно выделить два направления, в которых рекомендуется проводить коррекцию нежелательного поведения собак при их изоляции: устранение причин, вызывающих появление подобного поведения, и специальная дрессировка. В последней используются два основных метода - формирование у собаки желаемой поведенческой программы в ситуации изоляции (чаще всего это упражнения на выдержку) и отрицательное подкрепление конкретного нежелательного поведения. Следует отметить, что в реальной практике коррекции проблемного поведения перечисленные методы часто используются комплексно. Однако, для того, чтобы все эти способы грамотно применялись владельцами собак, бывает недостаточно простых рекомендаций или помощи в освоении конкретных методов. Обращаясь к консультанту за помощью, человек не всегда готов или просто не может эффективно ею воспользоваться. С одной стороны, он должен понять причины “плохого” поведения своей собаки и смысл методов его коррекции, с другой стороны - принять и осознать необходимость затратить на это определенные усилия и время. Для этого консультант должен дать владельцу более широкую информацию о закономерностях поведения собак и помочь ему осознать свою ответственность за нежелательное поведение его питомца. Глава 3. Теоретические основы методов коррекции проблемного поведения собак и возможности их использования собаководами-любителями. Следует сказать, что проблема нежелательного поведения собак при изоляции - отнюдь не уникальное явление. Поведенческие проблемы очень часто возникают при содержании в неволе любых животных - как диких видов, так и сельскохозяйственных форм. Существует целая отрасль науки о поведении животных, которая изучает эти проблемы - прикладная этология (3). Одной из основных причин нарушения поведения у животных в неволе прикладная этология считает неадекватную стимуляцию со стороны окружающей среды, включая и социальную. В конце концов, этологи пришли к выводу, что многие формы поведения, которые относили к патологиям (например, навязчивый двигательный стереотип), на самом деле являются адаптивной поведенческой реакцией на ненормальные условия содержания, позволяющей животному противостоять неблагоприятным окружающим условиям. Если с этой точки зрения рассматривать перечисленные выше причины проблемного поведения собак, можно прийти к выводу, что и в этих случаях основные причины кроются в том, что собака не получает достаточного уровня адекватной внешней стимуляции, в первую очередь, социальной. 

В современной этологии существует представление о феномене социальной зависимости. Исследования в области социального поведения млекопитающих позволяют предположить, что разные виды могут различаться по уровню социальной стимуляции (9). У видов с высокой социальной зависимостью особи нуждаются в высоком уровне социальной стимуляции и способны выдерживать сильный социальный пресс. Особям других видов необходим гораздо меньший уровень социальной стимуляции, и они не способны выдерживать сильный социальный стресс.. Эти данные помогают корректировать некоторые поведенческие патологии у животных в неволе путем изменения условий их содержания. Высокий естественный уровень социальной стимуляции свойственен собаке так же, как и ее диким родственникам - высокоорганизованным социальным видам. Собака отличается от них только тем, что она может получать эту стимуляцию со стороны не только особей своего вида, но и человека. Более того, общение с хозяином у городской собаки, живущей в квартире, составляет львиную долю в потоке необходимой ей стимуляции. Одно из условий нормального существования собаки - это адекватная социальная стимуляция и гармония в отношениях с хозяином, которая предполагает взаимопонимание и обоюдное удовлетворение от общения. 

Главный смысл обычных, не связанных со специальной дрессировкой, занятий с собакой на послушание - это установление взаимопонимания между владельцем и его собакой, что у кинологов принято называть “контактом”, и на этой основе сформировать желательные формы поведения. “Установление контакта” можно рассматривать как процесс взаимной поведенческой и психологической “подгонки” двух членов группы - это отчасти эмпирический поиск, поскольку в значительной степени, зависит от индивидуальных особенностей каждого партнера. При этом хозяин должен выступать по отношению к своей собаке лидером, ведущим, но не жестким “диктатором”. Если хозяин не участвует активно в построении гармоничных отношений с собакой, или действует при этом неграмотно, собака либо начинает устанавливать собственные “правила игры” или искать другие способы приложения своих нереализованных потребностей в социальных контактах. Здесь мы хотим еще раз подчеркнуть важность процесса совместной деятельности собаки и владельца. Если этого нет, и собака не может получить необходимую ей “дозу” социальной стимуляции, ее поведение часто принимает нежелательные формы. Дрессировка и игра - самые распространенные формы совместной деятельности. Для этих целей годится любой вид дрессировки, так как важен не только результат, но и сам процесс взаимодействия владельца со своим питомцем. 

Вкратце остановимся на некоторых конкретных формах нежелательного поведения собак при их временной изоляции. 

Немного о причинах воя и лая. Практически все специалисты-кинологи в своих работах говорят о том, что собака воет по той же причине, по которой воют ее дикие предки, а именно: когда “теряет связь со стаей”. Лай отбившихся от стаи животных - средство привлечения к себе внимания; вой - это инстинктивная реакция животного, когда стая оставляет его в одиночестве (1,7,10). На самом деле, мотивация воя у диких псовых, например, у волков, гораздо сложнее.. Строго говоря, вой не может считаться исключительно инстинктивной, “автоматической” формой поведения. По мнению ведущих специалистов в области вокализации млекопитающих вой у волков служит синхронизатором мотивационного состояния консолидации членов стаи, его мотивационная основа - это стремление ответить на призыв другого члена стаи к сбору, к объединению; вой является специализированной формой звуковой активности, которая призвана устанавливать контакт между членами стаи на большом расстоянии (8). Иными словами, вой используется волками не столько как “аварийное” средство в экстраординарных случаях потери связи со стаей, сколько как повседневное, будничное средство для сплочения стаи, в том числе и для организации совместной деятельности - охоты. По всей видимости, это отчасти справедливо и для домашней собаки. Вероятно, вой (или лай) при временной изоляции тесно связан с переживанием собакой ощущения “выключенности” из групповой деятельности “стаи”, то есть из жизни семьи хозяина. Поэтому вероятность нежелательной вокализации понижается, если собака обучена нести в семье полезную нагрузку, например, по охране квартиры. 

О нечистоплотном поведении. Сейчас практически каждый любитель-собаковод знают, что когда кобель задирает лапу у столба, он оставляет свою запаховую метку. “Обонятельная ментальность” составляет основу психической организации многих млекопитающих, включая собаку. Поэтому очень важно понимать, что щенок, делающий лужу у вас на ковре, знает о том, что он оставляет о себе информацию, точно так же, как ребенок знает, что вы, находясь в соседней комнате, можете услышать, как он залезает в запретный шкафчик. Кроме того, “запаховое поведение” тесно связано с другими формами поведения. Известно, что у волков уринация с поднятой лапой является еще и визуальной демонстрацией, и данная форма поведения тесно связана с социальным контекстом (11). Очевидно, и у собаки оставление мочи и экскрементов может быть связано с социальными отношениями. Поэтому данные формы поведения также могут зависеть от правильного контакта и степени взаимопонимания в паре: хозяин - собака. Если у вас с собакой конфликт или нарушено взаимопонимание, она может оставлять свою мочу или экскременты дома именно в демонстративных целях. Это, своего рода, социальный протест. Собака противостоит вам, как бы усиливая свое “личностное присутствие” с помощью своего запаха. Приведем пример. Владелец питомника миттельшнауцеров приобрел новую собаку и содержал ее вместе с остальными собаками в своей квартире.. Спустя некоторое время, заводчик осознал, что собака ему не нравится, к тому же она имела раздражающую привычку оставлять дома лужи в его отсутствие. Он решил передать собаку владельцу другого питомника. Второму заводчику собака сразу же понравилась, и он был очень доволен своим новым приобретением. Собака очень быстро перестала быть “нечистоплотной”, хотя общие условия содержания в питомниках мало, чем различались. 

Осознает ли хозяин, что так называемое “плохое поведение” своей собаки он творит иногда собственными руками? Щенок ризеншнауцера к 6-ти месяцам уже исправно просился на улицу. Вдруг хозяин заметил, что тот все чаще стал “обманывать его: просится на улицу, но ничего не делает, а начинает играть”. Тогда хозяин, проявив наблюдательность, “поймал обманщика” на крамольной просьбе и отругал его, очень довольный собой. На следующий день на дорогом ковре появилась лужа. 

Подведем итог. Какую бы форму нежелательного поведения собаки мы ни рассматривали, везде мы вынуждены принимать во внимание наличие или отсутствие взаимопонимания собаки с хозяином и членами семьи, в которой она живет. Проведенный нами анализ этологических закономерностей поведения собак, позволяет сделать вывод, что в большинстве ситуаций собаки ведут себя адекватно тем условиям, которые создают для них их владельцы. Деструктивное поведение, вой или лужи дома следует считать не патологическими отклонениями в поведении собаки, а её способом адаптации к созданным хозяевами неподходящим для этого вида условиям жизни. Поэтому, с нашей точки зрения, устранение причин нежелательного поведения собак при их временной изоляции должно начинаться с разъяснения их владельцам необходимости изменить условия содержания своих домашних питомцев. 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. 
Глава 4. Трудности, возникающие при использовании методов коррекции проблемного поведения собак, связанные с психологией владельцев. 
Когда инструктору приходится убеждать хозяев в том, что они должны фактически изменить свой собственный образ жизни, если хотят радикальных изменений в поведении собаки, часто возникают серьезные сложности. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с непониманием этой необходимости или нежеланием что-либо менять в своей жизни. Почему это происходит? С нашей точки зрения, причины следует искать в психологии самих владельцев. Анализируя многочисленные случаи обращения владельцев “проблемных” собак к нам за консультацией, мы выделили три группы причин. 

1. Причины, связанные с отношением владельца к своей собаке как к ОБЪЕКТУ. 

Нежелание изменять свой образ жизни, подстраивая его до известной степени под потребности своего питомца, связано с тем, что ряд владельцев-любителей относятся к своей собаке не как к СУБЪЕКТУ - живому существу, обладающему своим собственными потребностями, привычками и эмоциональной оценкой окружающего. Для них собака выступает как ОБЪЕКТ, то есть, как автомат, как механическое устройство, которое нужно только кормить и выводить справлять естественные потребности. Собака для них - это то, что должно приносить безоговорочную пользу своему хозяину и/или полностью подчиняться ему. 

Ряд владельцев, которые относятся к собаке, как к ОБЪЕКТУ, заводят ее для сугубо утилитарных целей (телохранитель, сторож). Вот иллюстрация такого исключительно практичного подхода к собакам. Несколько лет назад, когда в Москве еще не ставили железные двери, в подъезде одного из домов-новостроек мы насчитали целых восемь семей которые завели ротвейлеров для охраны квартиры. Некоторые из них держали собаку в ванной комнате. Владельцы жаловались на то, что собаки портят одежду и грызут обувь, когда остаются охранять квартиру. После появления фирм по изготовлению железных дверей, буквально за год количество ротвейлеров сократилось до одного, который, впрочем, еще два года так и продолжал жить в ванной. 

С еще одним примером ОБЪЕКТНОГО отношения к собаке мы столкнулись, когда пришли помогать клиенту, выбирать породистого щенка ирландского терьера. В коридоре квартиры сидела дворняга, которая большую часть года охраняла дачу хозяев. На зиму ее брали в квартиру и держали в коридоре, не пуская в комнаты. Хозяйка, у которой был неплохо выращен помет породистых щенков, жаловалась нам на “глупость” дворняги, которая оборвала обои в коридоре и прогрызла в бетонной стене большую дыру. Наш совет оставлять собаке кости или игрушки был не воспринят. 

Еще более удручающий пример. Владельцы маленькой дворняжки гуляют с ней всего один раз в день. На наш вопрос, как же она терпит все 24 часа, они пояснили: “А мы пить ей не даем”. Собака была заведена в качестве игрушки для детей. 

Немало примеров, когда люди заводят собаку, пытаясь таким способом найти решение своих собственных эмоциональных, личностных проблем. Такие владельцы склонны настаивать на утверждениях типа: “Собака - это лучший друг”, “Собака - это смыл жизни”, “Собака - это подчиненный, которым можно командовать”. Характерно, что эти люди в значительной степени эмоционально зависят от поведения своих питомцев, например, ревниво воспринимают дружелюбное поведение собаки по отношению к другим людям или сильно переживают за ее “трусливое поведение” по отношению к другим собакам. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, они предъявляют к поведению собаки жесткие требования. Подобные владельцы относятся к собаке, как это ни парадоксально на первый взгляд, тоже как к ОБЪЕКТУ, как будто у нее может не быть собственных потребностей, привычек и пристрастии. Собака должна полностью соответствовать вкусам и представлениям владельца, любить и слушаться только своего хозяина. Такие люди, ревнуя своих собак, иногда даже сурово отчитывают их за любые проявления дружелюбия к другим. Отказывая своей собаке в праве иметь свой взгляд на окружающий мир, они карают их за такие невинные проступки, которые понимающий хозяин обычно прощает. Так, один из наших клиентов, каждый раз обнаруживая по возвращении домой свои тапочки на собачьей подстилке, очень сердился на свою собаку и довольно серьезно наказывал его за это. Инструктор пытался объяснить хозяину, что собака делает это потому, что скучает по нему, но это его не убеждало. Ему чрезвычайно трудно было отказаться от своей жесткой схемы “приемлемого поведения” собаки - приемлемого исключительно с точки зрения человека. 

Проблемы таких владельцев часто заключаются в том, что они не смогли установить близкие значимые отношения с другими людьми, поэтому завели собаку. Естественно, что они не могут понять потребности и собственной собаки, не могут взглянуть на проблему её глазами. Таким владельцам практически невозможно объяснить, что поведение их собаки естественно, и что они сами виноваты, создавая для нее неприемлемые условия и предъявляя завышенные требования к её поведению. Они не учитывают, что собака - высокоразвитое существо, СУБЪЕКТ, обладающий потребностью в высоком уровне социальных контактов. Они заводят собаку, неосознанно надеясь, что решат таким образом свои личностные проблемы, но чуда не происходит - получается замкнутый круг. 

2. Причины, связанные с использованием хозяином проблемного поведения своей собаки в качестве средства решения собственных проблем. 

Иногда причины проблемного поведения очевидны и традиционные методы его коррекции дают хорошие результаты. Трудности возникают в другом - владельцы в явной или неявной форме отказываются применять эти методы, приводя в свое оправдание совершенно разные доводы. Это происходит в тех случаях, когда владелец неосознанно использует поведение своей собаки как способ избежать ситуаций, которые нежелательны для него самого. Пример.. Владелица коккер-спаниеля обратилась с просьбой решить проблему воя собаки в отсутствии хозяев. Собаке было уже 1,5 года, но проблема возникла недавно, на первый взгляд, в связи с изменением образа жизни хозяйки. До сих пор женщина не работала и выходила из дома на лишь на непродолжительное время (в магазин, к соседке и т.п.). Женщина решила выйти на работу, но окончательного решения еще не приняла. Устраиваясь на работу, она стала периодически оставлять собаку дома одну. По утверждениям соседей пес начинал выть через 15-20 минут после ее ухода. В беседе с хозяйкой постепенно обнаружились детали, которые не очень хорошо встраивались в общую картину. Оказалось, что и раньше женщина оставляла собаку почти на такой же время, но проблема с воем собаки не вставала. В ходе занятий инструктор обратил внимание на еще одну проблему, о которой также упомянула владелица: бывали случаи, когда собака незаметно для хозяев воровала еду со стола. Инструктор решил использовать метод отрицательного подкрепления нежелательного поведения для решения сразу обеих проблем. За время дрессировки, которая завершилась с достаточно хорошими результатами, обнаружилась “странность”. С помощью инструктора женщина хорошо и быстро освоила метод и фактически после одного только занятия самостоятельно отучила своего спаниеля воровать еду. Т.о. хозяйка быстро и успешно освоила не очень простой метод и полностью решила с его помощью, на самом деле, второстепенную задачу. Тем более было удивительно, что с главной проблемой - воем, возникли сложности. Хозяйка кокера настаивала на том, что “способ перестал действовать”. Скорее всего, женщина не хотела идти работать и подсознательно создавала трудности именно на том этапе обучения, который мог реально прекратить вой собаки в ее отсутствие. 

В другом случае, две сестры, проходя общий курс послушания со своей сукой ризеншнауцера, пожаловались инструктору на нежелательный лай собаки в отсутствие их дома. Причем, подробно сообщили о всех последствиях этого лая: у соседа поднимается давление, ему вызывают каждый раз “неотложку”, и так далее. На предложение инструктора немедленно заняться этой проблемой, одна из сестер уклончиво объяснила, что лучше всего это будет сделать в конце курса послушания. После того, как инструктор испробовал несколько методик и пришел к необходимости использовать отрицательное подкрепление лая собаки, была проведена подготовка и назначено специальное занятие. Однако накануне оно было отложено под предлогом нездоровья одной из женщин. В дальнейшем занятия не возобновились. Во время общения с клиентками инструктор имел возможность убедиться в том, у них был серьезный конфликт, связанный с необходимостью выхода одной из них на работу. На самом деле, женщине, видимо, не нужно было реального решения проблемы лая их собаки. Она использовала её проблемное поведение как повод для оправдания своей позиции в конфликте с сестрой. 

3. Причины, связанные с излишним “очеловечиванием” поведения собаки. 

В этих случаях проблемы возникают из-за того, что человек проецирует на собаку собственное видение ситуации, приписывает ей человеческие эмоции и переживания, например, обиду, “душевную грусть”, томление от безделья и т.п. Такие владельцы в целом правильно относятся к своей собаке и воспринимают ее не как ОБЪЕКТ, а как СУБЪЕКТ, понимая, что она - живое существо со своими переживаниями и собственным видением ситуации. Однако, в интерпретации поведения собаки они слишком очеловечивают ее, объясняя причины ее поведения чисто человеческими мотивами. Это приводит к тому, что владелец неосознанно оправдывает поведение своей собаки. Такое неадекватное сопереживание плохо совмещается с применением воздействий, неприятных для собаки. Человеку трудно наказывать собаку, если он испытывает чувство вины перед ней, поэтому ему и не удается эффективно применять методику отрицательного подкрепления. 

Пример. Женщина обратилась с жалобой на деструктивное поведение своего фокстерьера при его временной изоляции. Очень легко согласилась уделять собаке больше внимания и действительно стала активно и успешно осваивать новые для себя способы взаимодействия с собакой. Однако, возникли трудности с применением метода анонимного отрицательного подкрепления нежелательного поведения собаки (использовались хлопушки, типа мышеловки). На занятиях она хорошо освоила метод, но самостоятельная работа никак не складывалась. В беседе с консультантом, призналась, что ей “жалко собаку, ведь она “очень скучает по ней и сильно переживает разлуку”. 

Глава 5. Психологические методы коррекции проблемного поведения собак при временной изоляции. В некоторых случаях, когда люди обращаются с жалобами на нежелательное поведение своей собаки при ее временной изоляции, вмешательство дрессировщика, как это ни парадоксально, вовсе не обязательно. Иногда достаточно только работы психолога, и нет необходимости в коррекции поведения самой собаки. Почему? Дело в том, что изменение отношения хозяина к собаке или его оценки приемлемости её поведения влечет за собой реальные изменения в поведении самой собаки. 

Пример. Женщина с биглем проходила курс общего послушания и пожаловалась, что в отсутствие хозяев собака портила вещи и царапала пол. Женщина с интересом осваивала приемы общего курса, у нее был хороший контакт со своим питомцем. Тем не менее, при работе дома возникли серьезные трудности. Хозяйка бигля легко воспринимала объяснения инструктора и хорошо понимала смысл методик, однако, проблемы деструктивного поведения не снимались в течение долгого времени, так как женщина невольно положительно подкрепляла нежелательное поведение своей собаки при самостоятельной работе с ней. Следуя совету инструктора, женщина согласилась на консультацию психолога, в беседе с которым ей удалось изменить свое отношение к собаке как к ребенку. Проблема поведения собаки не решалась в результате одной только дрессировки потому, что на поведение хозяйки влияло ее общее отношение к собаке как к своему собственному ребенку. После встречи с психологом женщина смогла справиться с нежелательным поведением своего бигля, так как перестала приписывать ему переживаемые ею самой эмоции и собственную оценку ситуации. 

Еще один пример. Молодая женщина, недавно вышедшая замуж, обратилась к инструктору с просьбой помочь ей решить следующую проблему. Она хотела вернуться на работу, однако испытывала сильные эмоциональные переживания, считая, что ее трехлетняя сука ротвейлера не сможет оставаться одна дома.. Чувство вины перед собакой, которую она воспринимала как компаньонку, но якобы предала, когда вышла замуж и стала уделять ей меньше внимания, угнетало ее настолько, что она искренне боялась, что собака нанесет себе физические повреждения. Консультация психолога помогла женщине изменить отношение к роли собаке в ее жизни, сняв чувство вины за воображаемое “предательство”. 

Таким образом, во многих случаях без переориентировки взгляда владельца на ситуацию нет смысла заниматься непосредственно исправлением проблемного поведения собаки. В противном случае, даже грамотно подобранные методы коррекции не дадут желаемых результатов, или, несмотря на успех дрессировки, владелец вновь, скорее всего неосознанно, сформирует нежелательное поведение своего питомца. 

Нередко, обсуждая нежелательное поведение домашних питомцев при временной изоляции, мы склонны видеть причины этого либо в “испорченности” и “невоспитанности” собак, либо в неправильном отношении владельцев к своим питомцам. В своей работе мы попытались показать, что эта проблема может быть успешно решена только в том случае, если мы рассматриваем её как отражение, с одной стороны, закономерностей поведения собаки, оказавшейся в неблагополучных для нее условиях, а с другой - особенностей личности её владельца и жизненной ситуации, в которой он находится. 

 

Непринцева Елена Сергеевна, этолог, эксперт по рабочим качествам РКФ. 
Институт проблем экологии и эволюции РАН Федорович Елена Юрьевна, психолог, зоопсихолог. 
Московский Государственный Университет, факультет психологии 

Научный сборник РФСС, № 2. М., 2001. С. 34-43. 
КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБАК ПРИ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ - ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. С. 34-43.  

ЛИТЕРАТУРА 
Аскью Г. Р. Проблемы поведения собак и кошек./ М.:“Аквариум ЛТД”, 1999. 
Берман К., Ландесман Б. Обучение вашей собаки. / М.:“Аквариум ЛТД”, 1995. 
Володин И. А., Володина Е. В. Стресс, приспособительное поведение и благополучие животных в неволе. / Научные исследования в зоологических парках. Вып.9. М., 1997, с. 56-94. 
Вудхауз Б. Трудные собаки. Перевод с англ. Л. Кудряшова. Москва. 1996. 
Вулхард Д., Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки. / М.: Око, 1994. 
Выращивание, воспитание, дрессировка и натаска охотничьей собаки за рубежом. Руководство. Перевод с немецкого и обработка книги д-ра Ф.Грандерата "Дрессировка и натаска собак". Составитель В.К. Ушакова. М.: МП "Муравей". 1970. 
Кох-Костерзитц М. 400 советов любителю собак. М.: "Мир". 1991. 
Никольский А. А., Фроммольт К.-Х. 1989. Звуковая активность волка. // М.: Изд-во Моск. Ун-та. 
Попов С. В., Чабовский А. В. Плотность популяции, социальная среда и поведение: возможные взаимосвязи. / В сб. “Экология популяций: структура и динамика”. 1995. М., стр. 183-202. 
Уилсон Д. Воспитание вашей собаки./ М.:“Аквариум ЛТД”, 2000. 
Peters R. P., Mech D.L. Scent-marking in wolfs. / “Amer. Sci.”, vol.63, N 6,1975, pp. 628-637.

 
Rambler's Top100