Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Спаривание Печать E-mail
Элементы сравнительной психологии
Г. Спаривание. Когда брачный партнёр избран, пройдены все специфические для данного вида этапы ухаживания, приходит очередь спаривания. Эта стадия (врачи сексологи называют ее консум-мацией) включает характерный для вида способ копуляции* (* От лат. copulatw — совокупление; соединение двух особей противоположного пола при половом акте) Ритуал спаривания у большинства млекопитающих, по мнению зоологов, строго единообразен в том смысле, что животные не пытаются его индивидуализировать или разнообразить его технику, у них нет эротики в человеческом смысле слова.
Межвидовые различия в длительности и частоте копуляции очень велики. Длительность полового акта у животных обычно меньше, чем у человека. Так, у слонов интромиссия** (** От лат intro+mtssio — посылать вовнутрь, введение полового члена во влагалище) продолжается меньше минуты, у быка — около 23 секунд. Зато спаривание может быть очень частым. Учёные подсчитали, что один бык за 6 часов спаривается до 77 раз, а пара львов в Дрезденском зоопарке спаривалась 360 раз.
Программа полового акта у мужчин врожденная, недаром говорится «Чтобы детей иметь, кому ума недоставало7» Эта общая с человекообразными обезьянами программа предписывает ему с помощью частых движений наращивать собственное ощущение удовольствия, пока не наступит удовлетворение Что при этом чувствует напарница — программу не интересует. И самки человекообразных, судя по наблюдениям зоологов, вообще не получают ни удовольствия, ни удовлетворения В тех обществах, где господствует запрет на информацию о половой жизни и считалось, что половой акт надо совершать «как Бог велит» (т е по врожденной программе), до трети женщин не получали от него ни удовольствия, ни удовлетворения, а до двух третей — не получал удовлетворения. Потенциально же почти все женщины способны и к тому, и к другому, причем, в не менее сильной степени, чем мужчины Но для этого инстинктивную программу нужно подправлять, превращать ее из эгоистической в альтруистическую.*** (*** Дольник В Непослушное дитя биосферы — М. Педагогика-Пресс, 1994)
Таким образом, женщины, продвинувшись в своей биологической специфике по пути «очеловечивания» гораздо дальше мужчин, оказались менее защищёнными культурой. Инстинктивный эгоизм мужчин женщины долго преодолевали самостоятельно. Они «изобрели» поощрительное спаривание в качестве главного рычага, делающего самцов отцами. Специальные же альтруистические механизмы культуры, покровительствующие женщине — значительно менее эффективны и менее отработаны. Об этом свидетельствует и ещё один любопытный и довольно редкий у животных феномен — сокровенность (скрытость, интимность) полового акта у людей У подавляющего большинства животных спаривание, то есть деиствия имеющие абсолютную биологическую целесообразность, направленные на продолжение рода, допускаются как публичные. Отношение к спариванию у животных мало чем отличается от отношения к публичной еде, сну, игре. У животных самки, ведущие половую жизнь, имеют более высокий ранг, чем не спаривающиеся. В человеческом обществе, даже в самом открытом к сексуальному опыту, половой акт окружён тайной. Что же стоит за этим «целомудрием» людей? Этнографы видят здесь такую причину человек гиперсексуален, а это значит ему необходимо скрывать (прикрывать, укрывать) то, что излишне возбуждает и привлекает. В самом деле, наблюдения показывают, что самый минимальный комплект одежды у примитивных народов включает набедренные повязки, которые прикрывают детородные органы.
Этологи дают свой ответ на данный вопрос. Они считают, что это связано с приобретением некоторыми инструментальными акциями сексуального поведения знаковых функций, а вслед затем произошло их смещения в область других трансакций. К числу таких акций можно отнести демонстрацию половых органов. Ко всему этому, у некоторых стадных обезьян оказались внешне похожими две позы (знака): 1) поза подставки, свидетельствующая о готовности самки к спариванию и 2) поза подчинения, сообщающая о признании проигрыша в конфликтной ситуации.
Вот ссорятся две макаки и одна из них чувствует, что проиграла стычку Тогда она резко поворачивается к противнице задом, хлопает по нему рукой и уходит (этот жест можно наблюдать в той же ситуации и у невоспитанных людей). Если конфликтовали две самки, ошибки в понимании позы быть не может Но если так поступает самка, проиграв стычку с самцом, то он может воспринять её позу подчинения как позу подставки и в ответ изобразит спаривание с ней Та же ошибка случается и между самцами: слабый самец встает в позу подчинения, а сильный самец в ответ изображает спаривание с ним Есть виды животных, у которых члены стаи не вмешиваются в чужие конфликты из-за доминирования. Но не таковы обезьяны. У них подчиненные особи, не участвовавшие в конфликте, всегда активно выступают на стороне доминанта, если он победит. Наказанной особи они не сочувствуют, а напротив, также стараются её унизить, показывают на неё, кричат, плюют, швыряют в нее камни и кал... У обезьян вставшая в позу подчинения особь подвергается всеобщему презрению Если самка примет перед доминантным самцом позу подставки, то из-за сходства поз другие обезьяны зачастую воспринимают её как позу подчинения и изображают презрение Из-за этой путаницы поз самки некоторых стадных обезьян избегают спариваться публично, стараются увести самца с глаз группы У них инстинктивно спаривание ассоциируется с унижением самки * (* Дольник В. Непослушное дитя биосферы.— М Педагогика-Пресс, 1994)
Как мы видим, такое объяснение вскрывает ещё одну сторону драматизма положения женщин в обществе. Единственным рациональным решением, снимающим названное противоречие, оказался запрет на публичность многих акций половой сферы.
Другой пример аналогичной знаковой нагрузки можно увидеть в демонстрации мужских половых органов
Даже новорожденные самцы приматов, включая человека, выпячи вают половой член как при копуляции У взрослых самцов эти рефлек торные телодвижения приобретают смысл знака, становятся жестами Так, у обезьян саймири, которых наблюдали Д Плоог и П МакЛин демонстрация эрегированного полового члена другому самцу — жест агрессии и вызова Если самец, которому адресован такой жест, не примет позы подчинения, он тут же подвергнется нападению В стаде существует жесткая иерархия в отношении того, кто кому может показывать половой член По мнению ученых, эта иерархия служит куда более надежным показателем статуса и ранга отдельных животных, чем даже последовательность приёма пищи Сходная система ритуалов и жестов существует у павианов, горилл и шимпанзе «Отпугивающая» сила полового члена применяется и против внешних врагов Вольфганг Виклер (1966) описал так называемых караульных павианов и зеленых обезьян в Африке: стадо кормится и отдыхает, а такие самцы сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя частично эрегированный половой член Это служит как бы предупреждением чужакам, чтобы они не тревожили стадо Связь такого поведения с древними фаллическими культами очевидна *
Два приведённых выше примера дают основание утверждать, что феномен «матерной брани» — это проявление обезьяньего атавизма. Это, несомненно, проявление агрессии в специфически окрашенных знаковых формах. Конечно же, выраженное в жестах сообщение престарелого павиана самца в ранге «альфа» (сенатора) которое адресовано молодому и сильному самцу «бета», о том, что он (сенатор) готов немедленно увидеть этого молодого наглеца в позе подставки, вовсе не есть указание на пристрастие патриарха к гомосексуализму. Заметим, что животные вообще не склонны к «садомическим грехам» и исключение составляют лишь их юношеские игры. Нет — это типичная метафора, которая имеет цель напомнить оппоненту сенатора о его истинном месте в иерархии стада. Как это ни печально, но правильно построенные матерные выражения, вероятно, и есть первые, наиболее древние приемы метафоричности языка.

 
Rambler's Top100