Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Врождённые программы деятельности Печать E-mail
Проблема наследуемого и приобретенного в поведении
Значительная часть дискуссий вокруг генетики была связана с вопросом о том, что первично в человеке — биологическое или социальное, в частности — генетическое или социальное монопольно определяет развитие личности? По сути дела, эта альтернатива (генетика или среда) является мнимой. Поскольку, когда генетик говорит о наследовании признака, он как бы «по умолчанию», по принципу «два пишем, три в уме» подразумевает, что наследование как процесс, включает ряд последовательных состояний, ведущих к «ставшему», готовому признаку а) наследственная программа (гены); б) чувствительные (критические) периоды; в) предопределение (детерминация) пути развития; г) формирование (адаптация формы, научение) признака.
По мнению известного генетика М.Д. Голубовского, когда не генетики обсуждают проблемы наследования признаков поведения или психических свойств (даже если это квалифицированные психологи, педагоги или врачи), то нередко упускается ряд важных обстоятельств:
1. Нормальная психическая деятельность, в том числе нормальная система этических реакций и мышление, возможна лишь приусловии нормального, не мутантного состояния многих сотен илитысяч генов. Мышление снижается до уровня олигофрении (слабоумия), и начинают проявляться аномалии психики при гомози-готности по любому из сотен уже известных наследственных дефектов, а также при множестве самых разнообразных аберрацийхромосом.
2. Очень важно представление о взаимодействии «генотип — среда». Вот самый простой пример. Рецессивная мутация фенилкетонурии блокирует превращение аминокислоты фенилаланин в тирозин, и ребёнок, гомозиготный по этой мутации, становится олигофреном вследствие отравления тканей мозга предшественниками тирозина. Но если сменить диету и кормить младенца не молоком матери, содержащим фенилаланин, а пищей без фенилала-нина, ребёнок вырастет вполне психически здоровым. Таким образом, изменением условий среды (в данном случае кормлением) можно устранить дефекты генотипа. Эти и другие факты нередко приводят как довод о неважности генотипа и могуществе среды. Тот факт, что определёнными условиями можно потенциально му-тантный фенотип исправить или улучшить до состояния нормы, вовсе не устраняет принципиальных различий между мутантом и нормой! В данном случае именно мутант, а не норма чувствительны к изменению диеты.
Удивительный и убедительный пример «сцепленности»* (* Связь между несколькими отдельными генами, обусловленная их соседством в хромосоме, которая исключает их независимое наследование) множества генов, ответственных как за формы тела, так и за формы поведения, был получен в рамках исследования генетики поведения при одомашнивании пушных зверей. Программа, выполнявшаяся в 60-е годы, когда исследования по генетике поведения совсем не приветствовались, получила право на существование, поскольку предполагала выведение одомашненных чёрно-бурых лисиц, не требующих содержания в тесных клетках и доброжелательных по отношению к человеку (примерно как собаки). В данном случае предполагалось достигнуть цель методом отбора животных только по признакам поведения, а именно — по неагрессивности к человеку. Результат оказался неожиданным. Действительно, после нескольких генераций была выведена линия чернобурок, своим поведением напоминавших домашних собак. Но вместе с этим, изменилась и их внешность: знаменитая бесценная шерсть потеряла все лучшие свойства, а гордость лисиц — пушистый хвост — изогнулся крючком (сколиоз хвостового отдела позвоночника). Таким образом, опыт провалился в глазах хозяйственников и администраторов. Но ценность его для генетики поведения трудно переоценить, поскольку он показал явление сцепленности признаков поведения и признаков формы, а также продемонстрировал их генетический паритет. Как оказалось, очень трудно обнаружить гены, которые контролируют только поведенческие признаки, не вызывая морфологических изменений.
Суммируя сказанное, возможно сделать следующие выводы: 1. Значительная часть механизмов поведения обусловлена наличием соответствующих структур в организме животного или человека, записана в геноме и эволюционирует на основе тех же закономерностей, что и форма.
2. Поведение обогащается и насыщается массой «приобретённыхэлементов», влияющих на адаптацию и развитие (эволюцию) видав силу формирования нейральных механизмов памяти и разныхформ научения.
3. Приобретённые элементы поведения могут сохраняться и«обобществляться» видом, включаясь в его «социальный генофонд», а затем наследоваться путём научения (или врождённых,или специальных технологий обучения), минуя «обычный» биологический геном.

 
Rambler's Top100