Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Генотип и фенотип поведения Печать E-mail
Проблема наследуемого и приобретенного в поведении
Известно, что с естественнонаучной позиции вопрос об эволюции психических функций впервые был поставлен около ста тридцати лет назад Ч. Дарвином в его замечательных трудах «Происхождение человека и половой отбор» и «Выражение душевных движений у человека и животных». Основное положение Дарвина состоит в том, что «чувства и впечатления, различные эмоции и способности, такие как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и так далее, которыми гордится человек, могут быть найдены в зачатке, а иногда даже в хорошо развитом состоянии у низших животных». При этом его всегда интересовали вопросы изменчивости (индивидуальной и групповой) эмоций и разных форм поведения, а также данные об их наследственной передаче. Учёного привлекали размышления на темы происхождения и эволюции «душевных движений», но их результаты доставляли ему нравственные страдания, поскольку он и члены его семьи были глубоко религиозными людьми.
Удивительно то, что более ста лет общественное сознание, большинство социальных институтов, клерикалы и атеисты упорно сопротивлялись научному исследованию параллелей между поведением человека и животных, обходясь догматическими умопостроениями, которые опирались либо на труды апостолов Церкви, либо — канонизированных апостолов Материализма.
Формально здесь легко обнаруживается этакое «реакционное сопротивлении ортодоксов прогрессивным научным концепциям». Но ведь именно по той причине, что биологическое и социальное начала человека в области психогенетики и сравнительной зоопсихологии необычайно тесно сопряжены, на научные исследования и налагалось великое множество ограничений (хотя природа этих ограничений, а тем более их обоснование, часто находятся вне науки). И отчасти ограничения были вполне оправданы. Нередко научные гипотезы, указывающие (в рамках самой науки) на проблемные области, то есть направления, требующие наиболее интенсивных исследований и проверок, без достаточных оснований становились инструментом актуальной политической деятельности, что приводило только к негативным последствиям. Так, «социал-дарвинизм», термин, бывший ругательным в глазах обществоведов,— это, по сути дела, политическая доктрина, а не раздел науки. Сущность этого учения заключается в утверждении, что более обеспеченные классы и нации наследственно превосходят менее обеспеченные. Никакого отношения к научным фактам или теориям данное утверждение не имеет. Ошибочность этого положения была признана крупнейшими генетиками более шестидесяти лет назад и отражена в Эдинбургском манифесте генетиков (1939).

 
Rambler's Top100