Зоопсихология

Реклама

Ссылки партнеров

Предмет общей психогенетики Печать E-mail
Проблема наследуемого и приобретенного в поведении
Наследование моделей поведения и психических особенностей может быть названо в числе самых тонких и дискуссионных вопросов психологии человека. Вместе с тем, с точки зрения зоопсихолога или нейробиолога, очевидно, что люди унаследовали от своих предков не только элементарные жизнеобеспечивающие функции в виде безусловных рефлексов, но и немалое количество инстинктов — сложных врождённых поведенческих реакций. В частности, системообразующие социальные инстинкты — агрессивность, сексуальность, отношение к детям и родителям, альтруизм, способность к обучению через подражание, эстетические эмоции, а также врождённые способности к языковой и речевой деятельности. Особенно болезненно ведётся дискуссия по поводу наследования интеллекта и интеллектуальных способностей, ибо эти вопросы затрагивают сам фундамент социологии, педагогики, политики и даже медицины.
До середины XX века с врождёнными реакциями работал кто угодно, но не генетики. Только теперь, в результате объединённых усилий нейробиологов и генетиков, начинают складываться рамки новых специальных научных дисциплин: 1) генетики поведения, изучающей особенности наследования форм и репертуаров поведения, условий их становления и пределы изменчивости; 2) частной психогенетики или генетики психических функций, исследующей закономерности наследования эмоциональных реакций и характера, способностей к научению и памяти, интеллектуальных способностей и влиянию социокультурной среды на развитие и изменчивость названных качеств; 3) наследственной психопатологии** (** Эта область медицинской генетики тесно соприкасается с наследованием выдающихся способностей, что показано на достаточно добротном статистическом материале итальянским судебным психиатром и криминалистом Ч. Ламброзо (1835—1909) в- книге «Гениальность и помешательство»), в круг задач которой входит выявление врождённых аномалий психики и наследственных психических болезней. Три названных направления можно обозначить как «общую психогенетику». Важнейшей целью названных наук является обретение способности отличать врождённое от приобретённого. А это даёт человеку средства и надежду на направление (или выправление) своей судьбы, возможность делать свой «выбор жизненного пути». Значительную часть своего материала названные науки черпают из области биологических наук — зоопсихологии и экологии, а также из медицины. Впрочем, гораздо важнее другое обстоятельство — многие гуманитарные науки, такие как социология, педагогика, психология человека и антропология могли бы почерпнуть немало действительно полезного из уже имеющихся наработок биологов.

 
Rambler's Top100